Языческие обычаи Руси допускали многоженство и наложничество. Женщина вообще стояла довольно низко в русском обществе: она была
рабою; а понятия муж и господин не разделялись между собою. Но Владимир, очевидно, перешёл все пределы, дозволенные обычаем в
этом отношении. Кроме Рогнеди он имел многих жён, между прочим, взял за себя одну гречанку, пленённую Святославом и бывшую уже женою
старшего брата Ярополка. Кроме того, он содержал в разных местах целые сотни наложниц. Так, по известию летописи, в селе
Берестове под Киевом у него было их 200, в Вышгороде 300, в Белгороде тоже 300 - числа почти невероятные. Не довольствуясь
этим, он не оставлял в покое всякую понравившуюся ему девицу или замужнюю женщину.
Кроме женолюбия, Владимир в первую эпоху своего самовластия отличался усердием к идолослужению.
Ещё знаменитый византийский писатель VI века, Прокопий, заметил о русских Славянах (которых он называл
Антами), что они поклоняются богу, производящему молнию, закалывают ему быков и других животных, почитают реки, нимф и иные
существа; что они делают своему богу обеты в случае опасности или какой нужды, по избежании её приносят ему обещанные жертвы
и совершают по своим жертвам гадания.
В IX и X вв. мы находим у Руссов то же поклонение богу огня или грома и молнии, которого
именовали Перуном. Подобно всем языческим народам, русские Славяне смотрели на окружающую природу как на
существо живое, и все стихии представляли себе особыми божествами. С понятием об огне и тепле тесно связано понятие и о солнечном
свете. Солнце пользовалось обоготворением, весьма распространённым у восточных Славян. Оно чтилось под разными именами, каковы:
Хорс, Дажбог, Волос, Яр (у западных Славян: Яровит, Святовит, Сварожич, Радегаст) и др.
В непосредственной связи с разными поворотами солнца, как благодетельного божества, находящегося в постоянной борьбе с тьмою и
холодом, находились главные славянские праздники. Так, поворот с зимы на весну был отмечен праздником, известным под именем
Коляды или Асеня; а в ту пору, когда всё ожило и расцвело под благотворным влиянием
солнечных лучей, т.е. в конце весны, происходило празднество Ярила (он же Купала), которое сопровождалось
весёлыми играми, прыганьем через горящие костры, собиранием целебных трав и таинственных цветов.
Поклоняясь огню и солнцу, восточные Славяне в то же время были усердными водопоклонниками. Они почитали
реки за отдельных богов, и некоторые из них даже называли просто Бог (по польскому произношению Буг). Другое,
не раз встречающееся для рек название было Рось, которое перешло и на самый русский народ. Это слово заключало в себе понятие
света, а также влаги, росы. Отсюда произошло и название русалок, тех игривых женских существ, которыми воображение
Славян населяло водное царство (под именем нимф у Прокопия разумелись, конечно, славянские русалки или вилы).
К водным божествам, вероятно, принадлежала и богиня Мокошь, упомянутая в летописи. Дажбог служил связью в поклонении
солнцу и воде; именем его обозначалась и влага, падающая с неба (дождь). Священное значение воды ясно, между прочим, из обычая
совершать около неё "умыкание", т.е. похищение девиц юношами: что у некоторых племён заменяло брачный обряд.
Воде также приносили в жертву животных, а также различные предметы; особенно делали это во время какого-либо трудного плавания.
Обожая солнце и воду, Славяне почитали и землю живым существом, и боготворили её под именем "Матери сырой земли".
Властителем ветров они называли Стрибога.
Русские Славяне верили в загробную жизнь; но имели о ней такие же земные представления, как и большая часть
других языческих народов. Загробное существование по их понятиям было как бы продолжением настоящей жизни. Рай они воображали
себе каким-то цветущим, зелёным садом; но он принадлежит собственно людям свободным; а женщины и рабы должны там по-прежнему
служить своим господам. Конечно, в связи с таким понятием господствовал у древних Славян обычай при погребении покойника убивать
одну из его жен, а с знатным человеком погребать ещё и несколько рабов. По словам византийского историка (Льва Диакона) Руссы
предпочитали лучше пронзить себя собственным мечом, чем сдаться живым неприятелю; ибо они страшились рабства, думая, что оно
продолжается и за гробом. Об аде Славяне имели самые неопределённые представления. Обычай сожжения трупов основан был на том
веровании, что душа, очищенная огнём, немедленно могла войти в рай; чему способствовали и жертвы, приносимые на могиле покойников.
Но душа человека недостойного, по-видимому, должна была мучиться в каком-то преисподнем огне (пекло), прежде чем очистится
от грехов. Поклонение предкам, столь обычное у языческих народов, существовало и у Славян, которые чтили их под именами
Рода и Рожаницы, Чура или Щура (пращур), и также приносили им жертвы. Вообще вся видимая природа в их
воображении населена была множеством местных божеств или гениев, то добрых и благосклонных, то злых и враждебных, каковы:
домовой, водяной, леший и пр.
Упомянутые боги не везде у восточных Славян имели одинаковое значение и почитание; оно видоизменялось по разным
племенам и отчасти по характеру окружающей природы. Но главным народным божеством собственно Русского племени всегда оставался
громовик Перун. Его имя Русь употребляла в самых торжественных клятвах; причём рядом с ним ставила только одного Волоса.
Последний, будучи первоначально солнечным богом, является потом покровителем земледелия, охранителем табунов и стад, вдохновителем
певцов и гусляров, и вообще сохраняет в понятии народа свой светлый образ. Что же касается Перуна, то это было божество грозное,
деятельное и воинственное; от него зависела не только удача вообще, но, главное, он давал победу над врагами. Перун по
преимуществу является выражением той стороны в характере древней Руси, которая отмечена неукротимой энергией, отвагой и
предприимчивостью. Чтобы умилостивить своего верховного бога или возблагодарить его за победу, Русь закалывала ему в жертву не
только коней, быков или других животных, но даже и людей, последних, конечно, в особенно торжественных случаях. Впрочем, религиозное
чувство Славяноруссов, способное к сильным порывам, не отличалось вообще мрачным и угрюмым настроением. Это видно уже из самого
представления их о рае, как светлом, зелёном саде (не похожем на скандинавскую Валгаллу). То же показывают их любовь к частым
праздникам и песни в честь бога Лада или Леля, как источника любви и веселья. Самые жертвоприношения богам обыкновенно
заключались весёлым пиром и шумными игрищами. Эти жертвоприношения совершались перед идолами или человекообразными истуканами,
сделанными преимущественно из дерева. Надобно полагать, что место, где стояли идолы, окружалось забором, вообще оградою, и составляло
святилище. Самые идолы ставились под тенью липы или дуба (дерева посвящённого Перуну); а в зажиточных городах над ними воздвигалась
кровля или шатёр; перед ними же устраивали род жертвенника.
Так, надобно разуметь те капища и требища, о которых
упоминают наши древние писатели. Был у восточных Славян и род жреческого сословия, обозначаемый именами волхвов, кудесников и
людей вещих. Они занимались жертвоприношениями, врачеванием, гаданиями, священными песнопениями; почитались служителями богов и
пользовались уважением в народе. Но при довольно сильном развитии княжеской власти у Русского племени жреческое сословие не
получило определённого иерархического устройства и большого влияния на общественные дела. По всем признакам, князь был не только
военачальник и судья в своём племени, но вместе с тем и его верховный жрец, а следовательно, и главная опора старой религии.
Нет сомнения, что в Киеве со времён Ольги шла оживлённая борьба между язычеством и христианством. Ревнители
старой религии с неудовольствием смотрели на постоянно возраставшее число христиан и на их молитвенные собрания. Есть известие,
что Святослав после одного неудачного похода поднял гонение на христиан и разорил их храмы; причём были мученики, в числе которых
погиб и собственный брат Святослава Глеб. То же известие говорит, что Ярополк отличался веротерпимостью и при нём христианство
вновь стало расти и укрепляться. Подобно своему отцу Владимир был воспитан на севере, где крепче сохранялись языческие нравы;
да и в Киеве он, может быть, утвердился не без поддержки со стороны наиболее ревностной языческой партии. Во всяком случае, при
нём идолослужение отправлялось здесь с особым усердием и нередко сопровождалось кровавыми человеческими жертвоприношениями.
Летопись говорит, что на холме Перуна князь поставил новый деревянный идол этого бога с серебряною головою и золотыми усами.
Кроме Перуна, воздвигнуты были новые идолы и другим богам, а именно: Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Мокоши и ещё
какому-то Симарглу. Этим идолам киевляне приводили на заклание своих сыновей и дочерей, избираемых по жребию. Добрыня,
бывший посадником в Новгороде, воздвиг и там кумир Перуну, которому также приносил человеческие жертвы. Христиане
подверглись новому гонению, и многие из них принуждены были скрывать свою религию. Гонение это имело своих мучеников, и вот
что рассказывает о них летопись.
После удачного похода на Ятвягов Владимир, чтобы возблагодарить богов, велел принести им человеческую жертву.
Киевляне бросили жребий на своих детей. Жребий упал на сына одного Варяга, который по причине службы или торговли бывал в Греции и
принял там христианскую веру, но по-видимому содержал её в тайне. Отец отказал выдать сына посланным от городских старейшин.
Тогда народная толпа схватила топоры, окружила его дом и с криком требовала у него сына. Христианин стоял на высоких сенях и смело
обличал мерзость идольского служения, называя единым богом того, кому поклоняются Греки. Рассвирепевшие язычники подрубили столбы,
на которых держались сени, и убили отца вместе с сыном.
Но эти кровавые жертвы были последней вспышкой язычества в Киеве. Обращение Владимира в христианство сделалось
достоянием народной легенды, занесённой в нашу летопись. Она повествует о посольствах в Киев от разных народов, каждого с предложением
своей веры, и потом о посольстве киевских мужей в разные страны для знакомства с их богослужением. Но Русь давно уже была знакома
с этими народами, с их пропагандой (Греки, мусульманские Болгаре, хазарские Евреи и латинские Немцы). Окончательное торжество
греческой религии совершилось просто и естественно. Несмотря на гонения, восточное христианство продолжало действовать неотразимо.
Не только в народе, но и в дружине, в самом семействе князя были христиане. Наиболее усердным проводником новой религии на Руси,
как и везде, были женщины. В числе Владимировых жен упоминаются чехиня, болгарыня и гречанка, которые без всякого сомнения были
усердными миссионерами в семье русского князя и продолжали дело бабки Владимировой Ольги. Особенно важны были для успеха новой религии
постоянные связи Киева с Тмутраканским краем или страной Чёрных Болгар. Последняя лежала в соседстве с греческим Корсунем, и
заключала в себе такие города, как Боспор и Таматарха, давно имевшие своих особых епископов. Сами Чёрные Болгаре были частию
христиане. Мало того, они имели уже начатки переводов Св. Писания на свой язык. Есть основание думать, что именно эти начатки
были найдены солунскими братьями Кириллом и Мефодием и принесены ими в Моравию, откуда ученики их распространили так называемое
Кирилловское письмо и в самой Дунайской Болгарии.
Итак, русский князь, окружённый отчасти христианами и имевший в своём владении целую христианскую область,
уже был вполне приготовлен к перемене религии, когда возникла у него война с Греками в Тавриде, и не один он: к такой перемене
были приготовлены его бояре и главные дружинники, без совета с которыми князья не предпринимали никакого важного дела. Владимир
осадил Корсунь (приблизительно в 988 году). Он высадился около этого города, и сначала стал от него на расстоянии перелёта стрелы.
Корсунцы мужественно встретили неприятелей, и на требование сдачи отвечали решительным отказом. Тогда Владимир придвинулся к самым
стенам, и, по обычаю Руси, велел вокруг них насыпать вал. Летопись говорит, что граждане сделали подкоп, и по ночам уносили в город
землю, насыпанную Руссами; но едва ли они могли уносить её достаточное количество. Владимир решил взять город во что бы то ни стало,
и грозил употребить для того хотя бы три года. Измена помогла ему в этом деле. Какой-то грек Анастас уведомил князя, что ему
легко принудить к сдаче Корсунцев: стоит только перенять трубы, проведённые из источников, протекавших на восток от города.
Корсунь лежала на каменистом плоском берегу моря и получала пресную воду при помощи подземных водопроводов, в устройстве которых
Греки были очень искусны. Русский князь исполнил совет, велел перекопать водопровод, и город, томимый жаждою, сдался. Летописное
предание прибавляет, будто князь заранее дал обет креститься, если возьмёт город. В истории христианства это не первый пример
того, что языческий вождь даёт обет крещения в случае победы. Очевидно в числе окружавших князя были люди, склонявшие его к принятию
крещения и обещавшие ему за то Божью помощь в его предприятиях. Теперь оставалось только исполнить обет.
Естественным является старание Владимира придать возможно более торжественности своему крещению. Если он
для того не отправлялся лично в Царьград, как это прежде него делали некоторые языческие князья Восточной Европы, то, может быть,
гордость победителя или недоверие к коварным Грекам, или продолжавшаяся ещё война мешали ему лично явиться в их столице.
Владимир, очевидно, желал держать себя на равной ноге с византийским правительством; он имел в виду пример западных государей,
и одним из условий мира поставил руку царевны Анны, сестры византийских императоров Василия и Константина. Империя находилась
тогда в довольно стеснённых обстоятельствах вследствие восстания Болгар и нового мятежа Варды Фоки (того самого, который выступил при
Цимисхии). Однако, сохраняя своё достоинство, византийское правительство отвечало русскому князю, что оно не отдаёт греческих
царевен за языческих князей. Тогда Владимир дал знать, что он готов принять крещение; пусть Анна прибудет для того с цареградскими
священниками. Братья уговорили сестру ради выгодного мира и умножения Христова стада исполнить требование могущественного русского
князя. Анна прибыла в Корсунь со свитою, состоявшей из гражданских сановников и духовенства. Корсунский епископ вместе с прибывшими
священниками преподал наставление в вере русскому князю и его боярам.
Крещение совершено было в церкви Св. Василия, которая
стояла на корсунской торговой площади. Подле этой церкви находились палаты, в которых тогда жили русский князь и прибывшая
византийская царевна. Новокрещённому князю Владимиру дано было христианское имя Василия, - вероятно, в честь Святого, в церкви которого совершено
было крещение, а может быть, и в честь старшего из двух братьев императоров: весьма возможно, что последний был наречён и
восприемником, как это обыкновенно происходило при крещении языческих князей. Вместе с князем крестились его бояре и вся языческая
часть его дружины.
За крещением последовало брачное торжество. После того Владимир оставался ещё некоторое время в Корсуни
и успел соорудить здесь новую церковь, на том холме, который образовала земля, уносимая осаждёнными из русского вала. В это же время,
благодаря родственному союзу Греки заключили выгодный мир с Русским князем: они получили обратно Корсуньскую область. Льготы,
которыми пользовались русские торговцы в Константинополе были подтверждены. Покидая Корсунь, князь взял с собою упомянутого
Анастаса и нескольких священников с частию мощей папы римского Климента (сосланного сюда императором Траяном и здесь утопленного),
а также ученика его Фива. Он увёз с собою многие сосуды и иконы для будущих киевских храмов, кроме того, две медные статуи и
четыре медных коня для украшения своей столицы.
По возвращении в Киев Владимир окрестил всё своё семейство и начал ревностно вводить новую религию в Русской земле.
Он сокрушал идолов и предавал огню тех, которые были сделаны из дерева. А Перуна, по словам летописи, он велел привязать
к конскому хвосту, под ударами палок стащить его с холма по Боричеву взвозу и бросить в Днепр. Особые воины приставлены были,
чтобы отталкивать Перуна от берега, и они будто бы проводили его до самых порогов. Когда по Боричеву взвозу тащили идола,
его сопровождала народная толпа, которая плакала, смотря на поругание того, кого она привыкла чтить своим верховным божеством.
Не видно, чтобы Киевский народ решился на какое-либо враждебное действие для защиты старой религии: так христианство было уже
сильно в Киеве, и воля князя при этом перевороте опиралась, конечно, не на одну вооружённую силу. Между тем священники неутомимо
наставляли в вере и крестили язычников.
Чтобы разом покончить с остальными, князь велел собрать их на берегу Днепра и здесь
совершить над ними общий обряд.
В Киеве началась деятельная постройка храмов. По обычаю христианского духовенства храмы воздвигали в
особенности на тех местах, где стояли идолы, чтобы освятить эти места светом истинной религии и изгладить самое воспоминание
о прежнем идолопоклонстве. На Перуновом холме князь поставил церковь во имя своего святого, т.е. Василия. Но самый великолепный храм,
и притом каменный, Владимир воздвиг в честь Успения Богородицы, особое почитание которой не замедлило перейти к Русским от Греков.
Для построения этого храма князь призвал греческих мастеров. Он сооружён по образцу корсунских храмов на том месте, где погибли
упомянутые выше христианские мученики, отец с сыном. В нём помещены были мощи, иконы и церковная утварь, привезённые из Корсуня;
а попечение о нём вверено Анастасу и корсунским священникам. Храм этот строился в течение пяти или шести лет; освящение его сопровождалось
великими пирами, которые князь давал своей дружине и гражданам, а также богатою раздачею милостыни нищим и убогим. Князь назначил
на содержание храма и его причта десятую часть от некоторых своих доходов, отчего он и сделался известен более под именем
Десятинного.
Между тем дело крещения усердно подвигалось вперёд и по другим городам Русской земли. Первоначально
христианская религия распространилась, конечно, в той полосе, которая лежала на торном водном пути от Киева до Новгорода. Проповедь
священников поддерживалась княжескою дружиною; так как дело крещения во многих местах не обходилось без противодействия и мятежа
со стороны язычества. На юге борьба с ним не представляла большой трудности; ибо там почва для новой религии была уже давно подготовлена.
Но в северных и восточных областях проповедники не раз встречали упорное сопротивление. Особенно сильна была языческая партия
в Новгороде; есть известие, что она вооружилась для защиты своих идолов и подняла мятеж, который был усмирён посадником Добрынею
с большим кровопролитием; причём часть города сделалась добычею пламени. После того идолы были истреблены; новгородский Перун
брошен в Волхов, и в этой реке многие Новгородцы были окрещены подобно тому, как Киевляне в Днепре. Добрыне помог при усмирении
мятежа тысяцкий Путята с ростовскою дружиною, чем и объясняли старую новогородскую поговорку: "Путята крестил мечом, а
Добрыня огнём".
Судя по летописи, одновременно с утверждением на Руси христианства и , может быть, не без
связи с этим событием, произошло размещение Владимировых сыновей по разным областям, т.е. окончательная раздача им уделов.
Летопись насчитывает их до 12; но это число, вероятно, поставлено ради своего священного значения. Несомненно, что при
необычайном многоженстве русского князя семья его была гораздо многочисленнее. Назовём наиболее известных из его сыновей.
От Рогнеди Владимир имел Изяслава, Ярослава, Мстислава и Всеволода, от чехини Вышеслава, от гречанки (принадлежавшей прежде
Ярополку) Святополка, от болгарыни Бориса и Глеба, ещё от неизвестной нам женщины Святослава и т.д. Из всех его жен только
Рогнеда сделалась предметом народного предания, занесённого в летопись.
Предание это повествует, будто она, живя под Киевом
в селе Предиславине, однажды задумала умертвить сонного Владимира за его измены и избиение её родичей. Владимир внезапно
проснулся и хотел казнить её, но был остановлен маленьким сыном её Изяславом. Тогда по совету бояр своих он отдал этому Изяславу
и его матери удел его деда Рогволода, т.е. Полоцкую область, и последняя навсегда осталась за потомством Изяслава, который
умер прежде своего отца.
Старшему сыну своему Вышеславу Владимир дал в удел Новгород, Святополку Туров, Ярославу Ростов; Мстислава
посадил на Боспоре Киммерийском, т.е. в области Тмутраканской; а Древлянскую или Волынскую землю разделил между Святославом
и Всеволодом, предоставив последнему Владимир Волынский, и т.д. Когда же Вышеслав умер, то отец перевёл в Новгород Ярослава,
а его Ростовский удел передал Борису; соседний с ним край Муромский отдал Глебу. Этот раздел Русских земель между сыновьями
киевского князя был не первым в истории. Мы видели его при Святославе; конечно, он происходил и ранее, потому что истекал из
обычного в то время понятия, общего не одним Славянам, но и некоторым другим народам, - понятия о том, что города и области
должны делиться между сыновьями и родственниками князей, как и всякое другое имущество. Ещё не было на Руси представления о
Русской земле как о едином нераздельном государстве. Единство сохранялось только подчинением всех русских князей старшему, т.е.
великому князю Киевскому. Дотоле в некоторых русских областях по всем признакам существовали ещё местные князья, только
признававшие над собою зависимость от Киевского; а в иных краях, где не было местного князя, управляли посадники, присланные
из Киева. Но племена славянские, особенно те, которые имели уже значительные города, как например, Новгород Великий, неохотно
подчинялись киевским посадникам, и большей частью желали иметь собственного князя, хотя бы и зависимого от Киева. Владимир,
размещая повсюду своих сыновей и родственников, вместе с тем, вероятно, устранял от управления или ослаблял значение многих местных
князей и старейшин. Он несомненно подвинул вперёд объединение разных племён и областей под властию одного княжеского рода, т.е.
под властью Игоревичей. Размещение сыновей, окружённых своими советниками и дружинами, представляло также значительные удобства
для сбора дани, суда, расправы и для внешней защиты этих областей. Вот почему князья киевские обыкновенно ещё при жизни своей
раздавали волости сыновьям и родственникам. Из своего стольного города великий князь надзирал за их управлением, снабжал их
отчасти боярами и ратными людьми и требовал от них исправной присылки следующих ему даней. Он оставался верховным судьёй и
военачальником для всех областей.
В личном своём управлении и попечении Владимир удержал, конечно, область Киевскую. На юге эта область
граничила с степями, в которых кочевали хищные Печенеги. Своими набегами и опустошениями варвары эти не давали покоя Русскому
народу, и в деятельной борьбе с ними Владимир провёл почти всю вторую половину своего княжения. Чтобы преградить им доступ к самому
Киеву, он окружал последний рядом укреплённых мест; обновлял старые города (Корсунь, Белгород) и строил новые по рекам: Десне,
Остру, Трубежу, Суле, Стугне (Васильев, Городец и пр.), наполняя их переселенцами из других областей. Построенные на границе
степей городки и сторожевые курганы Владимир связывал между собою обычным в те времена валом и частоколом; на известных пунктах
в этом валу находились свободные для проезда места или ворота, оберегаемые заставами из ратных людей. Таким образом он едва ли
не первым из русских князей устроил непрерывные укреплённые линии, защищавшие пределы Руси от кочевников. Русь пользовалась при
этом случае бесчисленными курганами, которые со времён ещё Скифских насыпались над могилами вождей и знатных мужей.
Но вал и частокол не всегда были надёжною защитою от хищных степных орд, и они нередко врывались в
Киевские пределы. Летопись сообщает некоторые отчасти баснословные сказания из этой борьбы с кочевниками. Так во время одной
встречи с ними на Трубеже, около Переяславля, отличился какой-то русский юноша, который одолел в единоборстве печенежского
великана. В другой раз, под Васильевом, Владимир с малою дружиною вышел против Печенегов, был разбит и укрылся под каким-то
мостом. В этот день случился праздник Преображения, и князь дал обет построить в его честь храм в Васильеве, если спасётся.
Он исполнил свой обет, и, построив храм, целые 8 дней праздновал его освящение великими пирами, которые задавал своей дружине
и гражданам. Воротясь в Киев, он устроил такие же пиры и для киевских граждан. В третий раз, когда Владимир находился на севере
в Новгородской области, Печенеги воспользовались его отсутствием, осадили Белгород и думали взять его голодом. Сказание говорит,
будто граждане по совету мудрого старца обманули дикарей, показав им два колодезя, один с медвяною сытой, а другой с киселём
(для устройства которых собрали по горсти разного хлеба и взяли из княжей медуши лукно мёду); чем и принудили неприятелей
отступить от города.
Постоянные войны с Печенегами заставили Киевского князя содержать значительные дружины, свои и наёмные;
последние состояли преимущественно из Варягов. По поводу издержек на ратных людей летопись сообщает краткое, но выразительное
предание. По её словам, Владимир после принятия христианства из князя сурового и мстительного сделался так кроток и милостив,
что, опасаясь греха, не хотел строго наказывать и тяжких преступников, ограничиваясь взиманием виры, т.е. денежной пени; отчего
умножились на Руси разбои. Тогда епископы сказали ему, что он поставлен на казнь злым и на милость добрым и что разбойников
должно казнить. Князь послушался, отменил виры и начал казнить убийц и грабителей. Но впоследствии, когда усилились войны с
Печенегами, епископы и старцы посоветовали князю возобновить виры, чтобы употребить их на коней и оружие, и князь снова послушал
их совета.
Трудна была в те времена служба ратных людей. Они должны были постоянно сторожить границы и всегда быть
готовыми к отпору степных орд, а в то же время держать в повиновении целые племена, подвластные Киевской Руси. Известно также,
что введение христианства во многих местах не обошлось без сильных мятежей и восстаний со стороны языческого населения. Владимир
ценил военные заслуги; по словам летописи, он очень любил свою дружину, постоянно советовался с нею в своей гриднице. Летопись
прибавляет, будто княжеские гриди, т.е. дружинники, раз как-то, подпив за столом, возроптали на деревянные ложки, и Владимир
велел наковать для них серебряные; причём заметил, что с дружиною он добудет серебро и золото так же, как его отец и дед.
Известно, что Владимир и его богатыри сделались героями былевых народных песен на востоке Европы, подобно тому, как Карл великий
и его паладины на западе. Народ дал ему название "ласкового князя" и "красного солнышка" .
Продолжая упорные войны со степными варварами, Русь во вторую половину Владимирова княжения наслаждалась
почти непрерывным миром со своими западными соседями: Поляками, Уграми и Чехами. Внимание и силы знаменитого польского короля
Болеслава Храброго в то время были отвлечены борьбою с германским императором Генрихом II, который требовал от Польши вассальной
зависимости. Владения Чешские при Болеславе II распространились на Моравию и Силезию; в северных Карпатах, т.е. в стране
Белохорватской, они сходились с владениями Русскими. В Уграх современником Владимира был король Стефан, точно так же знаменитый
утверждением христианства в своём народе. Все эти соседние народы, не исключая и Угров, первоначально приняли христианство по
восточному или греческому обряду; но стараниями латинских миссионеров, при помощи немецкого влияния, были привлечены к Западной или
Римской церкви. Последняя то же самое пыталась сделать и с Русским народом. Нет никакого сомнения, что латинские миссионеры
в течение X века проникали в Киев и склоняли русских князей к принятию крещения по католическому обряду. На это намекает
между прочим известное сказание о том, как к Владимиру приходили послы от разных народов с предложением своей веры; причём
были и послы от Немцев, предлагавшие веру Римскую. Но связи с Византией и вообще греческое влияние были слишком сильны и взяли
верх над домогательствами Римской курии.
Когда восточное православие окончательно утвердилось в России вместе с крещением Владимира, папы всё-таки
не оставили своих попыток. Этим попыткам благоприятствовали дружественные связи Владимира с князьями Чешским и Польским.
По крайней мере мы видим ряд посольств и миссий.
Самые живые и непрерывные сношения Руси при Владимире были, конечно, с Византией. Отсюда юная Русская
церковь получила Иконы, священную утварь и мастеров для сооружения храмов, а также пастырские наставления и самих епископов.
Но сношения эти не ограничивались церковными делами и торговлей. Между Киевом и Царьградом установился тесный политический союз.
Со времени своего брака с царевной Анной Владимир до конца жизни оставался самым верным союзником Византии и усердным помощником
её против внешних врагов. Знаменитый император Василий II Болгаробойца искусно пользовался русскою помощью и был обязан ей
многими своими успехами.
Во времена Владимира усилилось на Руси значение варяжских наёмных дружин. Как сказано выше, Владимир с их
помощью завоевал себе Киевское княжение; с тех пор наёмные Варяги в значительном числе присутствуют не только на севере, в
Новгороде, но также и в Киеве на службе великого князя. Кроме платы и почестей, наиболее заслуженные или наиболее знатные
Норманны награждаемы были иногда наместничеством в русских городах; некоторые из них навсегда поселились в России. Русские
князья нередко вступали в дружеские и родственные связи с Норманнскими конунгами. При частых междоусобиях и борьбе за королевский
престол в самой Скандинавии, обиженные, угнетённые противною стороною принцы Скандинавские иногда искали приюта на востоке,
в стране Гардов. Так, по известию исландских саг, Олав, сын норвежского короля Тригвия, гонимый врагами, ещё в отроческих
летах нашёл убежище на Руси. Олав воспитался при киевском дворе; потом отличился своими подвигами на службе Владимира и сделался
одним из его военачальников. Но его возвышение и любовь к нему великого князя возбудили ревность и нарекания русских бояр.
Тогда Олав покинул Россию. Впоследствии он принял крещение; после многих превратностей и приключений завладел норвежским престолом
и усердно начал вводить христианство в своём королевстве. Между тем изгнанный им из Норвегии ярл Эрик собрал дружину и напал
на северо-западные пределы Руси. Он захватил город Ладогу, четыре года грабил отсюда соседние Новгородские волости и воевал с
Владимиром; но наконец принуждён был удалиться.
Город Ладога (Альдейгаборг Скандинавских саг) вообще служил главным пристанищем для тех Варягов, которые
плавали в Новгородский край или, как они его называли , в Гольмгард. Здесь они вели торговлю с Новгородцами, покупали у них
дорогие меха и разные ткани, привозимые в Россию с востока из мусульманских стран или с юга с Византии. По крайней мере, в сагах
не однажды встречаются рассказы о скатертях, коврах, златотканых одеждах и других драгоценных товарах, которые покупались
варяжскими торговцами в Гольмгарде для скандинавских конунгов. Из Ладоги многие Варяги отправлялись в Новгород, особенно по
зимнему пути; так как плавание вверх по Волхову было затруднительно по причине порогов. Весною, со вскрытием вод, они возвращались
в Ладогу, исправляли свои суда и отплывали на родину или отправлялись на морской разбойничий промысел. Одни и те же люди,
смотря по обстоятельствам, занимались торговлею или нанимались в русскую военную службу; а при случае те же варяги обращались
в пиратов и грабили русские пределы, как это показывает война Эрика с Владимиром. Восточные берега Балтийского моря, т.е. страны
карелов, Эстов и Куронов, в особенности служили поприщем столкновения между русскими князьями и норманнскими конунгами; ибо
и те, и другие хотели собирать дани в этих странах.
По некоторым признакам Владимир Великий под конец своего княжения уже не так ласкал Варягов и покровительствовал
им как вначале, когда он с их помощью утверждал свою власть. С одной стороны надменность и жадность этих наёмников, с другой
неудовольствие на их возвышение, обнаруженное коренными русскими боярами и дружинниками, охладили к ним Владимира во вторую
половину его княжения. Но Варягам скоро представился новый случай показать свою силу и своё значение на Руси. Не без связи с
варяжскими отношениями, как надобно полагать, возникло неповиновение одного из сыновей Владимира, отравившее отцу последние
дни его жизни.
Трудно, почти невозможно было Киевскому князю удержать в полном подчинении все русские области, разбросанные
на огромном пространстве от Ладожского озера до Карпатских и Кавказских гор. Раздача этих областей в наместничество членам
одного рода хотя и подвинула вперёд дело объединения Восточной Европы под владычеством Русского племени, но в то же время имела
своим последствием неизбежные междоусобия. Энергия и могучая воля Владимира поддерживали согласие в его семье до тех пор, пока
он бодро стоял во главе своих дружин, всегда готовый строго наказать всякую попытку неповиновения. Физические наслаждения,
которым он предавался особенно в молодости, а также тяжёлые походы и великие труды подточили его организм, и без того не
отличавшийся богатырским сложением (о чём свидетельствует латино-немецкий летописец Дитмар). Болезни начали удручать его.
Первая попытка к отложению от Киева произошла там, где всего естественнее было её ожидать, то есть в
Новгороде. При своей отдалённости, при подвижном, промышленном характере своего населения, Новгородский край всегда тяготился
зависимостью от южной Руси и большими данями, которыми обложил его великий князь Киевский. Со времени введения христианства
вражда к югу усилилась; так как в Новгороде ещё жила многочисленная языческая партия, только по наружности принявшая крещение.
Мы знаем, что великие князья киевские содержали в Новгороде наёмную варяжскую дружину, чтобы обуздывать беспокойную северную
Русь. Но эта наёмная сила в руках честолюбивого новгородского наместника или удельного князя увеличивала средства для борьбы
с самим великим князем Киевским; что на самом себе испытал Владимир в молодости. По его стопам пошёл и сын его Ярослав. Находясь
в постоянном общении с Норманнами, Ярослав приобрёл себе друзей между их вождями, и связи свои с Скандинавией скрепил женитьбою
на Ингигерде, дочери шведского короля Олава Скетконунга. Исландские саги рассказывают, что переговоры об этом браке длились
довольно долго, и невеста согласилась на него только после разных условий. Между прочим, она вытребовала себе в вено город
Альдейгаборг или Ладогу. Ингигерда отправилась в Гольмгард с большою свитою, во главе которого поставила своего родственника
ярла Рагенвальда; последний и получил от неё в управление Альдейгаборг с его областью. Саги изображают Ингигерду женщиной гордой,
умной и решительной: она не замедлила приобрести большое влияние на своего мужа Ярослава. Очень вероятно, что не без этого
влияния последний ещё при жизни отца задумал отложиться от Киева и сделаться независимым, самостоятельным государем обширной
Новгородской области. Его поддерживали в этом намерении стремление самих Новгородцев к независимости от Киева, а также надежда
на варяжскую помощь. Обстоятельства благоприятствовали ему и в другом отношении: внимание и силы Киевской Руси были отвлекаемы
к южным пределам почти постоянною борьбою с Печенегами. Как бы то ни было, Ярослав вдруг отказался платить великому князю
установленную с Новгорода ежегодную дань в 2000 гривен.
Владимир весьма разгневался на сына и велел исправлять пути для своего войска, которое хотел вести лично.
С обеих сторон начались ратные приготовления. Но силы изменили старому князю: он так заболел, что слёг в постель. В то же время
пришло известие о новом нападении Печенегов. Владимир отправил против них киевскую рать под начальством сына Бориса. Последнему
хотя и была назначена в удел Ростовская область; но отец очень его любил и держал при себе, так же как и Глеба Муромского,
единоутробного Борису. Вслед за тем старый князь скончался, не достигши ещё глубокой старости, но пережив многих своих жен,
сыновей, даже внуков, в том числе и христианскую свою супругу, греческую царевну Анну. Любимым местопребыванием Владимира
Великого было загородное село Берестово, где и застигла его кончина летом 1016 года. Бояре проломали пол в тереме; завернули
тело князя в ковёр, спустили вниз на верёвках, и отвезли его в киевский Десятинный храм Богородицы.
Здесь оно было заключено в мраморную гробницу, устроенную по образцу византийских саркофагов, которая и была поставлена в церкви рядом с гробницею
супруги его Анны. Летописец повествует о бесчисленном стечении народа при погребении знаменитого князя; все плакали и стенали
от боярина до последнего простолюдина. Нет сомнения, что печаль была непритворная; ибо хоронили государя щедрого, ласкового,
даровавшего народу долголетний внутренний мир и победу над внешними врагами, а главное, распространившего свет христианской
религии. Это был поистине великий человек. Печаль народа усиливалась неопределённым Положением, в котором оставалась Русская
земля, опасением кровавых раздоров и бедствий, которые скоплялись над нею.